Нужно понимать из чего состоит сам сюжет. Есть несколько устойчивых терминов, знакомых каждому «телевизионщику»
Синхрон – в кадре человек даёт интервью. В идеале не должен занимать более 20 секунд.
Лайф – синхрон, в котором герой интервью совершает какое-либо действие – идет, говорит, т.п., также лайфом называют шумовые «отбивки» ( взрыв, восторженные крики зрителей на трибуне, мчащаяся в кадре машина «скорой помощи» с сиреной).
Хрип – синхрон, записанный по телефону, стенд-ап – синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, перебивки – набор планов с места события, которые снимаются в ходе интервью для того, чтобы перекрыть склейки. Самые распространенное – глаза говорящего, руки, медали, т.п.
На ТВ требования к тексту отличаются от требований других СМИ. Все зажато в рамки — стенд-ап, хрип, синхрон и т.д. необходимо логично и органично переплести в материале, хронометраж которого обычно не превышает двух-трех минут.
В некоторых учебниках по журналистике утверждается, что перед выездом на мероприятие журналист заранее пишет сценарий и набрасывают закадровый текст. Схема работает не всегда, особенно если речь идет о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо. Конечно, «рыба» — первые мысли о сюжете, — появляются при получении редакционного задания и по дороге на съемку. В ходе съемочного процесса они структурируются, журналист примерно определяет для себя «блоки», из которых сложит материал.
Если речь не идет о прямом включении, то после съемки журналист отправляется «отсматривать» материал. Подробная раскадровка не требуется, важно «запомнить» картинку и уметь ориентироваться в ней. Дословно и с входными и выходными тайм-кодами стоит выписать самые интересные синхроны и лайфы. Процесс нудный, но лучше подойти к нему с ответственностью – и сюжет получится таким, как задумывалось, и в голове всё ляжет, как надо, и времени на работу уйдет меньше.
Текст сюжета для ТВ-новостей – логичная последовательнос
Классическая последовательнос
Разделение на блоки существенно упрощают работу редактора. Почти всегда при правке выкидывается что-нибудь из середины сюжета, при этом остальной текст остается практически без изменений.
В тексте важно уделить внимание мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Найти неочевидные причинно-следств
Напоследок — важно оформление текста. Необходимо подробно расписывать титры и геотитры. Так, используя видео из фильмов, следует указать название картины, имя режиссера и год выпуска, проверить должности людей, названия организаций.