Международная

ассоциация студенческого

телевидения

горячая линия: +7 916 974 50 74

Стенд-ап – синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события. Журналист появляется в кадре, чтобы заострить внимание на детали/проблеме, приоткрыть её с другой, еще не заявленной в сюжете стороны.

Стенд-ап предельно актуализирует то, о чем идет речь в материале. Он обязательно должен быть «мотивированным», т.е. корреспондент появляется в кадре не просто для того, чтобы «засветиться»! Стенд-ап погружает зрителя в атмосферу происходящего, вызывает доверие и расположение.

Стенд-ап не имеет постоянной «прописки» в структуре материала, он может «открывать» или «закрывать» сюжет, уютно устроиться в середине…Если «новость» большая и сложная, то допустимо наличие в ней двух и более стенд-апов. Важно – если размещаем стенд-ап в начале сюжета — он должен сразу же погружать зрителя в проблему. 

Есть несколько видов стенд-апов. Первый — в статике, второй — в динамике («проходка») и третий – «комбинированный». Во время съемки статичного стенд-апа ключевую роль играет фон. Допустимы отъезды/наезды, панорамы, но при условии, что это ложится на контекст произносимого в кадре. «Перекрывать» какую-либо часть стенд-апа другим планом не стоит. 

При записи «проходки» учитываем, что движение в кадре должно быть оправданным. Просто «ходьба» смотрится неуместно и глупо. Двигаемся обязательно от чего-то к чему-то. По возможности, следим за жестами. Корреспонденты часто «рубят» воздух ладонью или кулаком, машут перед собой рукой/руками в такт словам («кладут кирпичи»), кивают головой…

Самый интересный и сложный стенд-ап – комбинированный. Он состоит из склеенных частей, снятых с разных точек. Допустимы выход/вход из кадра/в кадр в местах склейки. Например, проговариваем первую часть, подходя к двери и открывая её, следующий план – оператор подхватывает нас, входящих в помещение. Планы комбинированного стенд-апа должны отличаться по крупности, и органично соединяться при монтаже. Кстати, во время съемки комбинированного стенд-апа стоит помнить, что иногда он вызывает у зрителя ощущение «искусственности», избыточности пребывания журналиста в кадре. 

И напоследок – стараемся не употреблять в стенд-апе словосочетание «За моей спиной». Тщательно продумываем свои действия – не стоит записывать что-то странное, только бы «не как у других». Готовимся войти «в кадр» — одежда и причёска приводятся в порядок. И если решили переодеться, скажем, в рабочий костюм автомеханика – то и действия совершайте соответствующие, а не стойте столбом с микрофоном.