Операторская тележка (Dolly) — тележка с укрепленным на ней киносъемочным аппаратом или телевизионной камерой, предназначенная для съёмки в движении и придания выразительности изображению. Название «Долли», как и производное от него слово «дольщик», обозначающее профессию, происходит от голливудского названия операторской тележки Dolly. Кроме камеры, грузоподъёмность тележки обычно позволяет нести оператора, а иногда и его ассистента, для которых предусматриваются лёгкие сиденья.
Операторский кран — специальный кран для подъёма кинооператора с киносъёмочным аппаратом или телевизионной камерой для получения высокой точки съёмки и придания камере движения в вертикальной и горизонтальной плоскостях для повышения выразительности изображения кинофильма или телепередачи.
Кран-стрела для штатива — такой кран несет на стреле только киносъёмочный аппарат или телевизионную камеру без оператора и позволяет вести съёмку из труднодоступных точек, поскольку небольшая грузоподъёмность даёт возможность обеспечивать большие вылеты крановой стрелы и относительную свободу движения. Наличие панорамной головки с сервоприводом, дистанционного управления и видеоконтроля позволяет оператору управлять камерой с земли, наблюдая изображение на мониторе.
Телескопические операторские краны — эти устройства позволяют произвольно задавать траекторию движения камеры и избавиться от характерного для стреловых кранов радиального смещения во время «пролётов» над снимаемой сценой.
Панорамная головка (штативная головка) — устройство, позволяющее закрепить киносъёмочный аппарат, видеокамеру или фотоаппарат на каком-либо несущем основании, например, на штативе, операторском кране, автомобиле, летательном аппарате, и менять её положение во время съёмки. От точности изготовления панорамной головки зависит устойчивость движущегося изображения и резкость фотографий. Роботизированные панорамные головки с приводами дистанционного управления панорамированием используются для съёмки в труднодоступных местах или точной повторяемости движения камеры во время комбинированных съёмок с многократной экспозицией.
Стедикам (Steadicam) — носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «стедикам» классифицируется, как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора.
Фоллоу-фокус — устройство управления фокусировкой объектива, используемое в киносъёмочных аппаратах, видеокамерах и цифровых кинокамерах. Фоллоу-фокус выполняет эргономическую функцию, повышая удобство работы кинооператора, а также позволяет осуществлять фокусировку при помощи дистанционного управления. Главная функция фоллоу-фокуса — предотвращение тряски при фокусировке и перевод вращения рукоятки в плоскость, параллельную оптической оси объектива.
Компендиум — светозащитное устройство, применяемое при профессиональной киносъёмке и на телевидении. Компендиум крепится перед объективом киносъёмочного аппарата и служит в качестве бленды и держателя светофильтров, масок или оптических насадок. В большинстве случаев компендиум используется при установке киносъёмочного аппарата или видеокамеры на штативе, поскольку при съёмке с рук или с плеча он слишком громоздок по сравнению со штатной блендой. Некоторые штативные кинокамеры оснащались несъёмным компендиумом, рассчитанным на ограниченный диапазон фокусных расстояний объективов.
Бленда — дополнительный аксессуар к объективу или часть его оправы, предназначенные для борьбы с бликами и паразитной засветкой при съёмке в сложных условиях освещения.
Светофильтр — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.
Нейтральные светофильтры — служат для уменьшения экспозиции без уменьшения относительного отверстия объектива.
Оттенённые нейтральные фильтры — применяемые для притемнения неба или других слишком ярких областей изображения.
Цветокорректирующие (конверсионные) светофильтры — применяются для регулировки спектрального состава света в соответствии с цветовым балансом киноплёнки.
Поляризационные светофильтры — применяются для уменьшения интенсивности отражений или притемнения неба.
Электронный видоискатель — разновидность видоискателя, применяемая в телевизионных передающих камерах или компактных видеокамерах и основанная на использовании кинескопа или жидкокристаллического дисплея. По сути, электронный видоискатель представляет собой компактный видеомонитор, позволяющий телеоператору наблюдать изображение, формируемое передающей камерой.
Штатив — передвижная опора для оптических приборов, осветительного оборудования, которая служит для точного наведения и удержания тяжёлых устройств. Наибольшее распространение получили в кинематографе, телевидении и фотографии.
Пьедестал — студийные телевизионные и киносъёмочные штативы колончатого типа. Как правило, пьедесталы оснащаются гидравлическим подъёмником телескопического типа, а в некоторых случаях приводом для перемещения по полу студии. Лёгкие телевизионные штативы могут дополнительно оснащаться съёмными обрезиненными колёсами.
Монопод — одна из разновидностей штатива. Основное отличие от классической схемы штатива-треноги состоит в том, что у монопода только одна опора. Монопод не избавляет фотоаппарат от «шевелёнки» полностью, тем не менее, позволяет поставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук. Главное преимущество монопода — мобильность: фотограф со штативом фактически привязан к одной точке (сворачивание-установка штатива занимает время), в то время как с моноподом он может двигаться, отыскивая подходящие ракурсы.
Струбцина — один из видов вспомогательных инструментов, используемый для фиксации каких-либо деталей в момент обработки, либо для плотного прижатия их друг к другу, например, при склеивании.
Источник: www.proland.ru